Развитие профильного обучения на уровне среднего общего образования является ключевым направлением модернизации российской системы общего образования. Функционирование профильных классов благодаря изменениям в структуре, содержании и организации учебного процесса обеспечивает учет интересов, склонностей и способностей учеников, исходя из их профессиональных предпочтений и планов на дальнейшее обучение. Это способствует формированию у школьников потребности в постоянном саморазвитии и осознанному выбору будущей профессии.
«Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.» «Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.» [Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования: приказ Министерства образования Российской Федерации от 18 июля 2002 г. № 2783 // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. – URL: https://docs.cntd.ru/document/901837067 (дата обращения: 24.12.2024)]
Профильные классы дают повышенную подготовку по профильным дисциплинам, обеспечивают условия для развития и наращивания творческого потенциала, способствуют овладению навыками самостоятельной и научной работы.
Профильное обучение представляет собой организацию образовательного процесса по программам среднего общего образования, при которой учитываются образовательные потребности и интересы учащихся путем дифференцированного подхода к содержанию обучения. Этот подход позволяет углубленно изучать определенные учебные предметы или предметные области в рамках образовательной программы конкретной образовательной организации.
«Направленность (профиль) образования – это ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы.» [Об Образовании в Российской федерации: Федеральный закон от 29декабря 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями на 13 декабря 2024 года) // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. – URL: https://docs.cntd.ru/document/902389617 (дата обращения: 24.12.2024)].
В ч. 25 ст. 2 Федерального закона от 29декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» поясняется, что направленность (профиль) образования – ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы.
При организации профильного обучения школа ставит следующие цели:
- Обеспечение равного доступа к полноценному образованию, дифференциации его содержания, обеспечение равного доступа разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями.
- Расширение возможности социализации учащихся, обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием.
- Более эффективная подготовка выпускников школы к освоению программ среднего профессионального образования, высшего образования.
Задачи профильного обучения:
- Выполнить социальный запрос обучающихся и их родителей (законных представителей) на получение образования по отдельным предметам на повышенном (углубленном) уровне.
- Создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников с возможностью построения обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов.
- Обеспечить уровень знаний обучающегося достаточный для дальнейшего продолжения обучения по программам высшего образования.
- Выявить на уровне общего образования способности учащихся к определенным сферам деятельности.
- Продолжить формирование системы представлений, ценностных ориентаций, исследовательских умений и навыков, критического мышления, обеспечивающей выпускнику школы возможность жить, трудиться и продолжать профессиональное образование в качестве полноценного члена общества.
- Продолжить развитие умений использовать полученные знания в качестве основы и средства для приобретения новых знаний, их дальнейшего расширения и углубления, самостоятельного выхода за пределы имеющейся информации.
- Продолжить развитие качеств инициативной личности, позволяющих обучающимся свободно ориентироваться в окружающей действительности, быть готовым принимать самостоятельные решения, связанные с личным участием в социальной жизни общества и в трудовой деятельности.
Перечень нормативно-правовых документов
Нормативно-правовые федеральные документы:
1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29декабря 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями на 13 декабря 2024 г.) // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. – URL: https://docs.cntd.ru/document/902389617 (дата обращения:24.12.2024);
2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования: приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115 // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. – URL:https://docs.cntd.ru/document/603340708?marker=6540IN (дата обращения: 24.12.2024);
3. О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования: приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 29 сентября 2023 г. №731 // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. – URL: https://docs.cntd.ru/document/1303560158 (дата обращения: 24.12.2024);
4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 // Единое содержание общего образования. – URL: https://edsoo.ru/normativnyedokumenty/ (дата обращения: 24.12.2024);
5. О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования: приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 // Единое содержание общего образования. – URL: https://edsoo.ru/normativnye-dokumenty/ (дата обращения: 24.12.2024);
6. Федеральная образовательная программа среднего общего образования: приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. №371 // Единое
содержание общего образования. – URL: https://edsoo.ru/normativnye-dokumenty/ (дата обращения: 24.12.2024);
7. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования: приказ Министерства образования Российской Федерации от 18 июля 2002 г. № 2783 //
Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. – URL: https://docs.cntd.ru/document/901837067 (дата обращения: 24.12.2024);
8. Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления
информации об образовательной организации, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов правительства российской федерации (с изменениями на 28 сентября 2023 года): постановление правительства Российской Федерации от 20 октября 2021 г. № 1802 // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. – URL: https://docs.cntd.ru/document/726524671 (дата обращения: 24.12.2024);
9. Требования к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления
информации: приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 04 августа 2023 г. №1493 // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. – URL: https://docs.cntd.ru/document/726524671 (дата обращения: 24.12.2024);
10. План мероприятий по развитию инженерного образования: распоряжение от 26 апреля 2023 г. № 178-р/Р-92 Министра науки и высшего образования В.Н. Фалькова и Министра просвещения С.С .Кравцова) // КонсультантПлюс. – URL: https://rooalex.tomedu.ru/wp-content/uploads/2024/01/Rasporyazhenie-Minobrnauki-Rossii-178-r-Minprosveshheniya-Rossii-R-92-ot-26.041-1.pdf (дата обращения: 24.12.2024);
11. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования: приказ Министерства образования Российской Федерации от 18 июля 2002 г. № 2783 //Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. – URL: https://docs.cntd.ru/document/901837067 (дата обращения: 24.12.2024);
12. Методические рекомендации для общеобразовательных организаций по открытию классов «Психолого-педагогической направленности» в рамках различных
профилей при реализации образовательных программ среднего общего образования: письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30 марта 2021 г. № ВБ-511/08 «О направлении методических рекомендаций») // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. – URL: https://docs.cntd.ru/document/603207934?marker=6500IL (дата обращения: 24.12.2024);
13. Методические рекомендации по организации сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования,
профессиональных образовательных организаций, промышленных предприятий и бизнес-структур в сфере научно-технического творчества, в том числе робототехники: письмо Минестерство науки и образования Российской Федерации от 7 декабря 2015 г. № 09-3482 «О направлении информации» // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. – URL: https://docs.cntd.ru/document/420379827 (дата обращения: 24.12.2024);
14. Реализация профильного обучения технологической (инженерной) направленности на уровне среднего общего образования: методические рекомендации /Ломакина Т.Ю., Васильченко Н.В., Пентин А.Ю. и др. / под ред. Т.Ю. Ломакиной. М. : ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», 2023. 56 с // Единое содержание общего образования. – URL: https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2024/01/metod.rek.-prof.obuch.-lomakina_itog_02_2024.pdf (дата обращения: 24.12.2024);
15. Комплексный план мероприятий по повышению качества математического и естественно-научного образования на период до 2030 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2024 г. № 3333-р // Правительство России. – URL: http://government.ru/docs/53427/ (дата обращения: 24.12.2024);
Нормативно-правовые документы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры:
1. О порядке организации индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или профильного обучения ( с изменениями от 27 мая 2022 года № 235-п): постановление Правительства ХМАО-Югры от 09 августа 2013 г. №303-п // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. – URL: https://docs.cntd.ru/document/406064323?marker (дата обращения: 24.12.2024);
2. Об организации индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные или муниципальные образовательные организации для получения среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения в 2024-2025 учебном году: приказ Департамента образования и науки ХМАО-Югры от 13 мая 2024 г. № 10-П-918;
3. План мероприятий по развитию инженерного образования в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре на 2023-2024 годы: приказ от 14 декабря 2023 г. №10-П-3128;
4. Об утверждении плана мероприятий («Дорожная карта») по развитию сети профильных психолого-педагогических классов (групп) в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2023-2024 годы: приказ Департамента образования и науки ХМАО – Югры от 13 июля 2023 г. №10-П-1764 // Электронный ресурс. – URL: https://iro86.ru/images/22.10.2019/123/Приказ_Депоброзования_от_13.07.2023._10-П-1764._Об_утверждении_дорожной_карты_по_развитию_сети_ПППК.pdf (дата обращения: 24.12.2024)
Описание 5 профилей
Учебный план профильного обучения реализуется в соответствии с п .131 Организационного раздела федеральной основной образовательной программы среднего
общего образования3, согласно которой обучающимся предлагается 5 профилей:
1. технологический профиль;
2. естественно-научный профиль;
3. гуманитарный профиль;
4. социально-экономический профиль;
5. универсальный профиль.
«Учебный план профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план должны
содержать не менее 13 учебных предметов («Русский язык», «Литература», «Иностранный
язык», «Математика», «Информатика», «История», «Обществознание», «География»,
«Физика», «Химия», «Биология», «Физическая культура», «Основы безопасности
жизнедеятельности») и предусматривает изучение не менее 2 учебных предметов на
углубленном уровне из соответствующей профилю обучения предметной области и (или)
смежной с ней предметной области.
В интересах обучающихся и их родителей (законных представителей) в учебный план может быть включено изучение 3 и более учебных предметов на углубленном уровне. При этом образовательная организация самостоятельно разделяет количество часов, отводимых на изучение отдельных предметов.» [3Федеральная образовательная программа среднего общего образования: приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. №371 // Единое содержание общего образования. – URL: https://edsoo.ru/normativnye-dokumenty/ (дата обращения: 24.12.2024)].
«Технологический профиль ориентирован на производственную, инженерную и
информационную сферу деятельности, поэтому в данном профиле следует выбирать предметы для изучения на углубленном уровне и элективные курсы преимущественно из предметных областей «Математика и информатика» и «Естественные науки».
«Естественно-научный профиль формирует научное мировоззрение на основе знакомства с формами и методами научного познания, изучения основных биологических и химических теорий, формирования навыков самостоятельной исследовательской деятельности, раскрытия роли естественных наук как производительной силы. Он ориентирует на такие сферы деятельности, как медицина, биотехнологии, биоинформатика, медицинская визуализация, биомеханика, биоматериалы и биоинженерия, системный анализ, 3D-моделирование. В данном профиле следует выбирать предметы для изучения на углубленном уровне и элективные курсы преимущественно из предметных областей «Математика и информатика» и «Естественные науки»/ «Гуманитарный профиль обращён к миру человека, целям и мотивам его деятельности, его духовным ценностям, субъективному, личностному восприятию мира, к изучению общества, культуры и истории. Он ориентирует на такие сферы деятельности, как педагогика, психология, общественные отношения и др. В данном профиле следует выбирать предметы для изучения на углубленном уровне преимущественно из предметных областей «Русский язык и литература», «Иностранные языки» и «Общественные науки».
«Социально-экономический профиль ориентирует на профессии, связанные с социальной сферой, финансами и экономикой, с обработкой информации в таких сферах
деятельности, как управление, предпринимательство, работа с финансами и др. В данном профиле следует выбирать предметы для изучения на углубленном уровне преимущественно из предметных областей «Математика и информатика» и «Общественные науки».
«Универсальный профиль ориентирован в первую очередь на обучающихся, кто ещё не определился с выбором профиля. С одной стороны, он позволяет ограничиться базовым уровнем изучения по большинству предметов, с другой – ученик может изучать ряд учебных предметов и на углубленном уровне с точки зрения удовлетворения индивидуальных образовательных интересов или с целью подготовки к поступлению в вуз».
Таким образом, выбор профиля обучения ориентирует на будущую сферу профессиональной деятельности и с учетом предполагаемой модели продолжения образования обучающихся. В этом отношении профильное обучение тесно связано с сопровождением непрерывного профессионального самоопределения, являясь его результатом с точки зрения формирования профессиональных предпочтений в выборе сферы деятельности на этапе школьной (первичной) профориентации.
Информация о профильных классах, набираемых в следующем учебном году
Перечень реальных профилей, набираемых 10-х классов
В 2025-2026 учебном году планируется открытие одного 10 класса универсального профиля обучения (два предмета по выбору на углубленном уровне)
Информация об алгоритме зачисления в профильные классы
1. Прием заявлений одного из родителей (законного представителя) обучающегося осуществляется в срок с 07.07. 2025г. по 29.07.2025г.
2. К заявлению родителей прилагаются следующие документы обучающихся:
- аттестат об основном общем образовании;
- ведомость успеваемости.
3. Ответственное лицо за прием документов – Крюкова В.А., секретарь учебной части