Задачи олимпиады:
- развитие культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса;
- выявление филологически одаренных детей, способных выполнять задания аналитического и творческого характера;
- популяризация научных знаний, формирование научной картины мира.
В увлекательном путешествии по стране «Литература» обучающиеся 5-6 классов, опираясь на иллюстрацию к художественном у произведению, узнавали литературного героя; определяли по справочной информации русского писателя; касались жанровой характеристики литературного фрагмента, стихотворного размера; вспоминали произведения русских и зарубежных писателей, где встречается рыбка. Творческое задание основывалось на рассказе А. Платонова «Цветок на земле», написанном в 1945 году. Ученики должны были объяснить смысл названия произведения.
Обучающимся 7-8 классов необходимо было пройти три этапа:
1. Из раздела «Теория литературы».
2. Аналитическое – целостный анализ текста.
3. Творческое - создание «Хрестоматии».
Для выполнения задания «Из раздела «Теория литературы» необходимо проявить смекалку и постараться придумать собственные примеры на каждый литературоведческий термин. Для второго этапа (аналитического задания) предлагалось выполнить анализ прозаического текста. Творческое задание предполагало составление «Хрестоматии для подростков 12-14 лет».
Любители литературы 9 класса выполняли два типа заданий: аналитическое (комплексный анализ текста) и творческое.
Аналитическое задание предлагало проведение комплексного анализа художественного текста. Анализируя его, ученик должен был показать степень сформированности аналитических, филологических навыков. Ученик сам определял методы и приёмы анализа, структуру и последовательность изложения своих мыслей.
Творческое задание состояло в написании сочинения-рассуждения на цитату Л.Н. Толстого: «Человек подобен дроби: числитель её – то, что он есть, а знаменатель – то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь».
Обучающиеся 10 класса выполняли четыре типа заданий: 1. «Из раздела «Теория литературы». 2 и 3. Аналитическое – целостный анализ текстов, а также их сопоставление. 4. Творческое - опираясь на анализ поэтического и прозаического текстов (задания 2 и 3), других прочитанных ранее произведений, составить собственную речь-призыв).
Обучающиеся 11 класса выполняли два типа заданий: аналитическое – целостный анализ текста и творческое. Для выполнения аналитического задания предлагался рассказ В. Набокова «Нежить» и стихотворение В. Скобцова «Братишка», на выбор один из двух предложенных текстов.
Творческое задание называлось «Сценарист». Чтобы литературное произведение нашло отражение в кино или анимации, сначала пишется литературный сценарий. Режиссёр игрового или анимационного фильма, пользуясь литературным сценарием, пишет так называемый «режиссёрский» сценарий. В нём будущий фильм смоделирован покадрово, с указанием места действия, содержания кадра, типа кадра («плана»), прямой речи или голоса за кадром, звукового сопровождения, необходимого реквизита. Ребятам нужно было Написать литературный или режиссёрский сценарий для короткометражного игрового или анимационного фильма, клипа по стихотворению А. Ахматовой «Сжала руки под тёмной вуалью…», представив в своём тексте декорации, музыку, звуковые и световые эффекты, смену планов (общий, крупный, деталь).
Обучающиеся с огромным удовольствием работали над олимпиадой. Особенное удовлетворение получили они, создавая свои собственные творческие работы.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работы
Ефименко Н.В.