В основу 16 текстовых вопросов диктанта легли исторические очерки, подготовленные в 2024 году работниками государственного и 6 муниципальных архивов, в том числе Октябрьского района, а также 3 архивными волонтерами.
Педагоги школы приняли участие, чтобы проверить свои знания и познакомиться с интересными фактами из истории нашего округа, которые хранят архивные документы! За участие получены сертификаты.
Вопросы были очень интересными и познавательными!
Оказывается, «По одной из версий, яркий сказочный образ «чудо-юдо рыбы-кита» в знаменитом «Коньке-Горбунке» Петра Павловича Ершова связаны с его детскими воспоминаниями о жизни на территории нынешней Югры. Его отец часто отлучался из дома: управление округом, занимавшим огромную территорию от Ледовитого океана до Самарова и Сургута, требовало постоянных разъездов. Зато дома все с большим интересом слушали его рассказы. В каком населенном пункте нашего округа проживал П.П. Ершов?» И вот на официальном сайте Государственного архива Югры: https://www.gahmao.ru/press-center/arkhivnyy-diktant мы узнаём, что «в 1822 году земским исправником Березовского округа был назначен переведённый из Омска Павел Алексеевич Ершов. Павел Алексеевич - отец автора бессмертного «Конька-Горбунка». Именно Ершову было поручено провести реорганизацию управления Березовским округом в соответствии с «Учреждением для управления сибирских губерний». Он же проводил работу по «введению в действие» Устава об управлении инородцев в Сибири, что являлось частью проекта преобразований реформатора Михаила Михайловича Сперанского. Павел Алексеевич переехал в Березово с семьей. Два его сына, старший Николай, которому было 10 лет и младший Петр, которому не исполнилось и восьми лет, были приняты в Березовское уездное училище».
В этом году отмечается 100 лет со дня рождения удивительного художника Митрофана Алексеевича Тебетева. «Самобытным художником Тебетевым Митрофаном Алексеевичем создано более четырехсот работ, многие из которых заняли достойное место в галереях России и не раз экспонировались за рубежом. Однако заняться живописью художник смог только выйдя на пенсию. Профессия, какой сферы была основной в жизни М.А. Тебетева?» Погрузившись в архивные материалы, узнали, что «Митрофан Тебетев после 7 класса поступил учиться в Ханты-Мансийское медучилище. Когда будущий художник нарисовал на большом полотне масляными красками плакат к празднику 7 Ноября, директор учреждения заявил: «Вам, Тебетев, у нас делать нечего, пишите заявление о поступлении в Омское художественное училище». «Я получил из училища уведомление, что допущен к сдаче вступительных экзаменов. Но 22 июня началась Отечественная война. Решил для себя: поступать в Омск не буду, а после окончания медицинского, через два года, пойду в Красную Армию. А пока выпускал стенную газету «За оборону» - вспоминал Митрофан Алексеевич. Готовился, рисовал, но началась война. Я решил, что буду нужнее для фронта медработником».
И совсем удивительным стала история с Владимиром Модестовичем Брадисом. Это советский математик-педагог, профессор, доктор педагогических наук, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР.
«Каждый, кто окончил среднюю школу и не пропускал уроки геометрии, знаком с четырехзначными математическими таблицами Брадиса. Каждый учитель математики знаком с его работой «Методика преподавания математики в средней школе», которая переиздавалась более 60 раз и переведена на другие языки. Кроме того, Брадисом составлено более ста различных статей, учебников, учебных пособий, исследований по математике. Учитель учителей – это сказано о нем». «В 1909 году он, как активный участник революционного движения, был сослан в Сибирь в Тобольскую губернию в Березов под надзор полиции на три года. В Березове Владимир Брадис работал на сплаве леса и занимался самообразованием. Какой учебник зубрил Владимир Брадис, находясь в 1909 в ссылке?» Помимо трудов по математике, он изучал английский язык, а потом начал зубрить стенографию.