
5 способов учить так, чтобы дети не забывали материал (Собянина М.В.)
Независимо от того, преподаете ли вы математику, историю или английский, проблема одна: как сделать так, чтобы материал не просто влетал в одно ухо и вылетал из другого, а действительно оставался в головах учеников?
Универсальных методов обучения не существует. Однако можно подобрать подходящие стратегии, которые помогут детям лучше усвоить материал. Все методики основаны на научных данных и легко внедряются в образовательный процесс.
5 эффективных стратегий обучения для школьников
Практика извлечения: находим альтернативу зубрежке
Суть метода:
Метод заключается в том, чтобы вспоминать изученную информацию без обращения к учебникам и конспектам. Это может быть самопроверка, тесты или попытки пересказать материал по памяти.
Как внедрить на уроке:
•Начинайте занятие с короткого опроса по прошлой теме, но без оценок.
•Используйте мини-тесты в середине урока для закрепления только что пройденного материала.
•Давайте задания ученикам на пересказ материала своим соседям по парте.
•Практическое упражнение для класса: «Конспект по памяти» — ученики 5 минут читают параграф, затем закрывают учебники и записывают основные идеи. После этого сверяются с текстом и дополняют пропущенное другим цветом. Это помогает им увидеть, что именно они запомнили, а что упустили.
Практика распределения: рассчитываем нагрузку
Суть метода:
Это метод обучения, при котором материал изучается не за один раз, а разбивается на несколько занятий с перерывами. Когда мы возвращаемся к материалу через определенные промежутки времени, наш мозг лучше запоминает информацию и формирует более прочные нейронные связи.
Ваша задача — помочь детям распределить учебную нагрузку оптимальным образом.
Как внедрить на уроке:
•Разбейте большую тему на несколько небольших блоков. Распределите эти блоки на разные дни недели. Обязательно включайте повторение предыдущего материала в начале каждого урока.
•Давайте домашние задания, которые объединяют текущий материал с пройденным ранее.
•Создайте систему, где определенные темы повторяются через день, неделю, месяц и перед итоговым контролем.
•Корректируйте интервалы повторения в зависимости от сложности материала и результатов класса.
Интерливинг: чередуем темы
Суть метода:
Вместо изучения одной темы от начала до конца педагог «перемешивает» разные, но связанные темы в рамках одного занятия или периода обучения.
Представьте, что вы учитесь готовить: вместо того, чтобы неделю готовить только супы, а потом неделю только салаты, вы чередуете разные блюда. Такой подход помогает ребенку различать схожие понятия и видеть связь между разными темами.
Как внедрить на уроке:
•Определите связанные темы, которые можно изучать параллельно. Составьте план урока, где чередуются задания из разных, но связанных тем. Продумайте переходы между темами, чтобы они были логичными для учеников.
•«Микс-задания»: чередуйте задачи из разных тем каждые 15–20 минут. Используйте сравнительные задания, где нужно применить знания из разных тем.
•Начинайте с простого: смешивайте только две темы. Постепенно усложняйте комбинации.
•На уроках географии учитель может чередовать изучение климатических зон и ландшафтов. А в математике — давать задачи, требующие применения разных формул в одном уроке.
Объяснение самому себе: ищем взаимосвязи
Суть метода:
Ученик формулирует и проговаривает вслух, как работает определённое правило или почему верен тот или иной факт. К примеру, ребенок может объяснить себе или однокласснику, как работает правило грамматики, или рассказать, почему определенная формула подходит для решения задачи.
Так школьник не просто запоминает информацию, а ищет в ней смысл и строит связи с тем, что уже знает.
Как внедрить на уроке:
•Просите детей пересказывать материал своими словами и объяснять решение задач вслух, поощряйте использование схем, рисунков, примеров из личного опыта.
•Давайте образец качественного самообъяснения, предоставляйте опорные фразы: «Это похоже на…», «Это важно, потому что…», «Если изменить..., то…».
•Проводите игру «Учитель на минуту»: дети по очереди объясняют правила, термины и концепции друг другу.
•Предложите ученикам написать инструкцию (например, как решать задачи по формулам сокращенного умножения) для тех, кто никогда этого не делал.
Проработка с помощью вопросов: лучше понимаем материал
Суть метода:
Этот метод подразумевает задавание вопросов, которые помогают глубже понять материал. Например, вместо того чтобы просто запомнить, что киты — млекопитающие, ученик задается вопросом «Почему киты считаются млекопитающими?» и ищет обоснования.
Качество вопросов важнее их количества, а неправильных вопросов не бывает — каждый из них может стать отправной точкой для интересного обсуждения.
Как внедрить на уроке:
•Просите детей составлять вопросы к прочитанному материалу.
•Проводите мини-квизы, разделив школьников на команды.
•Создавайте пары/группы для обмена вопросами.
•Ведите «банк вопросов» по теме.
Как выбрать подходящую стратегию?
Эффективность стратегии зависит от целей обучения:
ЦельПримерПодходящая стратегия
Усвоить фактыЗаучить слова,
формулы, датыПрактика извлечения, практика распределения
Освоить алгоритмы (процедуры)Решать задачи, выполнять упражненияПрактика распределения, интерливинг
Понять концепцииКлассифицировать объекты, осмыслить связиОбъяснение самому себе, вопросы
Комбинируя эти стратегии, вы сможете помочь школьникам не только улучшить успеваемость, но и полюбить учебу!